Ответ:
Ответ, который напрашивается сам собой.
- Для независимой оценки факта внедрения СМК и ее эффективности.
- Для свежего взгляда на работу СМК. "В глазу соседа видно и соринку, а в своем и бревно не замечаешь" Как показывает практика, зачастую внутренние аудиторы оценивают свою систему однобоко.
- Собственно для самого сертификата. В сегодняшних условиях эта бумага является важным документом, как говорится: "без бумажки ты .... а с бумажкой - человек". В ряде отраслей это и пропуск на внешний рынок, и визитная карточка, подтверждающая солидность компании, и обязательный минимум для участия в тендере. И средство для уменьшения сложностей при сертификации продукции.
- Увеличение стоимости компании.
А вот если копать глубже?... В наших условиях - это еще и "жареный петух".
- Если бы не было сертификационного аудита, многим предприятиям было бы сложно сконцентрироваться и внедрить СМК в разумные сроки. Остановились бы на пол-пути, а то и вовсе бросили эту "дорогую игрушку".
- Периодические аудиты также не дают расслабляться, заметно встряхивают даже те организации, где СМК внедрена по сути, а не ради бумажки.
- Сертификат соответствия ISO9001 - раскрученный брэнд. Имея действующую СМК, глупо не купить "кусочек" этого брэнда.
- При разработке и внедрении СМК без сертификации велика опасность "упростить" систему, так и не поняв глубоко требований стандарта.
- При том, что ISO9001 - это первая, самая простая ступенька, руководству надо до нее "дозреть". Внедрение других методик требует дополнительного времени на "дозревание" уже после сертификации.
Перечень не полный, можно продолжать.
Ответ:
Хороший консультант:
- - сначала попросит организовать ознакомительный визит в вашу компанию, а потом будет подписывать договор на оказание услуг. Почему? Очень просто. Допустим, руководство компании хочет просто купить сертификат (что бывает не так уж редко). Зачем биться головой об стенку и уговаривать все-таки построить систему, чтобы не провалить сертификацию? Проще найти нового клиента - для действительно хорошего консультанта это не проблема. Тем более что репутация, зарабатываемая годами, стоит гораздо большего, чем деньги, которые можно выручить за один проект.
- - Начнет проект с обучения персонала (а может быть и руководства), хотя бы для того, чтобы потом люди понимали, о чем он будет говорить на консультациях.
- - Никогда не будет гарантировать получение сертификата после консультаций.
- - Будет больше уделять внимания построению самой системы, а не написанию необходимой документации.
- - Будет проявлять инициативу, и рекомендовать системные решения, а не исправлять грамматические ошибки вашего персонала.
- - Опыт работы в данной области.
- - Рекомендации клиентов.
- - Наличие типового консультационного проекта.
- - Возможность изменения этого проекта применительно к вашей компании.
- - Стоимость услуг.
Помимо содержания заполненных заявок, дополнительные выводы можно сделать для себя по тому, как компании будут реагировать на ваше предложение.
- - Позвонили ли вам и поинтересовались ли почему вы начинаете этот проект, какие цели вы при этом преследуете?
- - Оперативно ли прислали ответ?
- - Насколько грамотно и аккуратно заполнена заявка, все ли ваши требования учтены?
Постарайтесь понять, является ли системный консалтинг основным направлением деятельности. Не исключена ситуация, что компания консультирует в области финансов и бухучета, а системный консалтинг стоит как "бизнес в перспективе". При этом компания может иметь отличную репутацию на своем основном поприще, но быть слабым системным консультантом.
Поинтересуйтесь результатами работы консультанта у его бывших клиентов. Не поленитесь посетить предприятие, где система, построенная с помощью консультанта, работает! Попросите посмотреть, как выглядела отчетная документация консультанта. Если вам кажется, что цены на услуги завышены, - попросите прокомментировать из чего складывается цена.
Даже если вы уже сделали свой выбор - не торопитесь заключать контракт сразу на весь проект. Возможно в вашем случае имеет смысл взять одну-две консультации, а потом уже принимать глобальные решения. Присмотритесь к людям, пришедшим на ваше предприятие. Насколько они открыты для общения? Ищут ли они подход к вашему персоналу? Посмотрите на качество отчетов - содержат ли они рекомендации, либо это формальные отписки? Если вас не устраивает качество консультационных услуг - вы просто больше не заказываете их у этой компании. Не бойтесь потратить зря деньги на начальном этапе. Если вы все-таки решите сменить консультанта, это поможет сэкономить в будущем.
Некоторые консалтинговые фирмы в процессе переговоров гарантируют сертификацию системы. Имейте ввиду, что ни одно уважаемое сертификационное общество не будет давать никаких обещаний относительно выдачи сертификата до или в процессе сертификационного аудита. Откуда же тогда такая уверенность у консультантов?! Как правило упор на "особые отношения" с сертификатором свидетельствует о недостатке аргументов у консультанта, или о том, что предполагается использовать "сговорчивую" сертификационную контору. В результате вы получите сертификат, ценность которого близка к нулю. Компания, заключившая договор на условиях гарантированной сертификации, в случае неудовлетворительных консалтинговых услуг, как правило, становится заложницей ситуации и не разрывает с консультантами контракт, т. к. боится в дальнейшем эту сертификацию не пройти.